Как и сегодня, на заре автомобилестроения были «народные» марки, а были и те автомобили, на которых ездили сильные мира сего, и на которых равнялись остальные производители. Такой маркой бесспорно является испанская Hispano-Suiza. Несмотря на то, что автомобили под этим брендом выпускались всего 40 лет, они прочно вошли в автомобильную историю.
Мастерская создателя Hispano-Suiza Марка Биркинга начала выпускать машины в далеком 1904 году. Поначалу это были небольшие автомобильчики, ничем не примечательные. Но вскоре он начал создавать более солидные модели. И в 1910 году машина Т15 под управлением Поля Занурелли выиграла Большой приз Болоньи. И кто его знает, как бы обернулась судьба, если бы в историю не вмешалась королева Испании. Она подарила эту машину мужу-королю Альфонсо XIII. Это спровоцировало взлет интереса к данной модели. И создатель Биркинг переименовал ее в Альфонсо XIII. Данный шаг позволил заполучить множество заказов на выпуск данного автомобиля. Чтобы с ними справиться он закрыл мастерскую в Испании и создал производственные мощности в пригороде Парижа.
Первая мировая война поспособствовала активному развитию предприятия Биркинга. Он получил заказ правительства на изготовление 50 тыс. моторов и разработку стрелкового оружия. Агрегаты устанавливались на авиационную боевую технику. Такие объемы производства давали возможность проводить новые исследования и разработки.
К слову именно с авиацией связано появление эмблемы легендарной марки – взлетающего аиста. Легендарный летчик первой мировой – Жорж Гинем нарисовал на своем самолете, оборудованном двигателем Hispano-Suiza, символ взлетающего аиста в честь родной Эльзас Лотарингии. Под конец войны летчика сбили и Марк Биркинг, являющийся его другом, заказал объемную фигурку аиста и стал устанавливать ее на капот своих машин.
Автомобили Hispano-Suiza стоили просто фантастические деньги. Самый дешевый К6 стоил 100000 франков, что равнялось двум правительственным лимузинам от Renault. Интересно, что предприятие выпускало лишь шасси, а кузова покупатели заказывали самостоятельно в кузовных ателье. Но это шасси было совершенно. Каркас был произведен из красного и орехового дерева. Благодаря индивидуальным заказам кузовов, не могло быть двух идентичных Hispano-Suiza, что делало их еще более эксклюзивными.
Самой популярной моделью стала Н6, а самой дорогой и роскошной – J1268. Она имела 12-цилиндровый (!) V-образный силовой агрегат, что для начала 30-х годов было редкостью. Он был выставлен на Парижском автосалоне и произвел фурор. В конструкции агрегата применялись зеркальная полировка цилиндров и поршней, алюминиевые сплавы, коленчатый вал с семью опорными точками и пр. Мотор имел фантастическую плавность работы.
Поговаривают, что на капот заведенного двигателя ставили на ребро монету, и она не падала! Объем данного мотора варьировался от 9,4 до 11,3 л. При этом мощность была всего от 220 до 252 л.с. Можно лишь догадываться какой же «зверский» крутящий момент имели эти агрегаты! Это подтверждает тот факт, что позже такой агрегат применяли как силовую установку скоростных поездов. На машину устанавливали полностью синхронизированную 3-ступенчатую механическую КПП. Ее четкость и мягкость работы также удивляла. Подтверждение тому – факт покупки лицензии на нее люксовым Rоlls-Royce. Модели семейства 1268 стоили порядка 200000 фунтов. На них ездили Пабло Пикассо, миллионер Андре Дебонне, император Японии Хирохито, авиапромышленник Генри Потеза, генерал де Голль и др. Интересно, что таких моделей было выпущено всего 100 штук, а заказов было еще море. Всего за 40 лет было произведено 6 тыс. машин. Интересно, что, выпуская машины поштучно, производство Биркинга было вполне прибыльным.
Сегодня машины Hispano-Suiza стали настоящим предметом восторга коллекционеров. И далеко не каждый из них может приобрести это еще более подорожавшее чудо автомобильной техники. Эти авто стали скорее предметом искусства, нежели средством передвижения.
Hispano Suiza — автомобиль королей
Опубликовал admin - 29 августа, 2014